Александр Гимбург (777_itamar) wrote,
Александр Гимбург
777_itamar

"Ох где был я вчера". В прошлую пятницу, на Док

Крепость Док, на вершине горы над Иерихоном, была возведенна Хасмонеями. Гора выделяется и различима издалека. Крепость упоминается в книге Маккавеев 1, и по имени Дагон, - у Иосифа Флавия.
Первые исследователи тут были англичане, из Британского фонда исследования Страны Израиля (
PEF), в 1873 г.
Раскопок основательных здесь не было, но основательное обследование было выполненно Зеевом Машалем и Давидом Амитом. Давид Амит, кстати, предполагалось, что примет участие в нашем походе, но не сбылось.
После заутрени в синагоге посёлка Мэвуот Йерихо, с севера Йерихо, мы вышли на Док. Сначала поднялись по руслу вади Макух на запад, затем повернули на юг, по горам, к Доку.


Йоэль Элицур из Офры, Элла Кобленц, деятельница правага дела из Ариэля


вперёд и вверх

вдали Иорданская долина


Подзадача была обойтись без встреч с органами израильского «право»порядка, т.к. еврейская святыня к которой мы направились, запрещенна для евреев, по сокровенной воле еврейского народа, отдана на поруки террористам, в «зону
A». Но наше воображение, почему-то больше пугало не террористы, а полицмейстеры Каради, которые нас снимут с поезда в каталажку.



впереди Док. Рекогносцировка перед "взятием"


водовод по скальному склону

вода перехватывалась во время скудных дождей (~100 мм/год) со склонов и запасалась в резервуарах  высеченных в скале




В византийский период
, в 4 в.,
монахом Харитоном, отцом "полевых" монастырей в Израиле, на месте хасмонейской крепости была основана лавра. Площадь на вершине горы, обнесенна стеной, которая и определяет облик Дока сейчас. На площади внутри стен, виден контур церкви, имеющий в плане форму крестика масти треф (интересное сочетание: крест-треф).



Церковь никогда не была достроенна. В начале 20-го века лавра была оставленна монахами, и они перебрались в трудно доступный монастырь, лепящийся к скале в ста метрах ниже вершины горы, который и сейчас действует, и к нему проведен фуникулёр. Это монастырь Каранталь, имя которого – искажённое латинское слово, обозначающее – сорок, по сорока дням, пока Ешуа ха-Ноцри был тут на карантине. До  монастыря мы в этот раз не опустились.

на дверях в стене Дока, знак греческой ортодоксальной церкви



Вид на Йерихо с Дока





Элементы колонн на поверхности Дока,  от хасмонейского и далее периодов




С этой станции ЦАХАЛя на соседней горе, наблюдают за террористами, вплоть до Иордана.






начали обратный путь. Позади Док

На гребне где стоим, видны останки стены, может осадной. Когда-то тут был преподан урок по заповеди «возлюби ближнего».
Птолемей, зять хасмонейского царя и первосвященника, Шимона, назначенный тестем начальником Иерихонского округа, убил тестя. Позвал к себе на пирушку Шимона, и убил во время пира. Шимон был последний из братьев-маккавеев, сыновей Матитъягу. Птолемей также пленил мать и двух сыновей Шимона (по Флавию - пленил братьев, но историками принято считать, что он убил их), третьему сыну Шимона, Иоханану Гиркану, удалось остаться в живых. Птолемей решил захватить таким образом власть в Иудее, пользуясь поддержкой греков. Но планы Птолемея нарушил оставшийся в живых Гиркан.
Народ поддержал Гиркана и оттолкнул преступного  Птолемея. Птолемей заперся в Доке, и Гиркан осадил Док с целью освободить свою мать и братьев.

«4. При наступлении на крепость он был хотя сильнее осажденного‚ но понятная сердечная боль делала его слабым; каждый раз‚ когда Птолемей видел себя в опасности‚ он приказывал выводить на стену мать и братьев Гиркана и бичевать их на его глазах‚ грозя при этом сбросить их со стены‚ если он тотчас не отступит. При виде этого Гирканом овладевал не столько гнев‚ сколько жалость и страx. Тщетно мать‚ хладнокровно вынося удары и не робея пред угрожающей смертью‚ простирала руки к сыну‚ умоляя его не щадить злодея из жалости к ее пыткам, тщетно она уверяла сына‚ что она предпочтет жизни смерть из рук Птолемея‚ если только последний понесет заслуженную кару за преступления‚ совершенные им против их дома; каждый раз‚ когда Гиркан‚ изумляясь твердости своей матери‚ слышал ее мольбы‚ он с неудержимою яростью возобновлял атаку; но как только на стене начиналась ужасная сцена истязания старухи‚его сердце охватывала боязнь и жалость и он делался мягким и чувствовал невыносимую боль. Так осада затянулась и продлилась до наступления субботнего года‚ который празднуется иудеями через каждые семь лет‚ точно так же‚ как суббота — в седьмой день недели. Освобожденный вследствие зтого от осады‚ Птолемей умертвил братьев Иоханана вместе с его матерью и бежал к филадельфийскому тирану Зенону‚ прозванному Котилой
» (Иосиф Флавий, Иудейская война 1, 2)

закончить поход мы решили минхой на останках древней синагоги Наарана


синагога расположенна на левом берегу вади Макух. А на противоположном  берегу, поотдаль, на примыкании Иорданской долины  к горному массиву простирающемуся на запад, бьют два источника. Один - Дуюк, сохранивший название крепости Док, и другой - Нуэме  (а может по имени Наоми из книги Рут).







Вода источников по водоводам подавалась и подаётся в долину Йерихо. Вади, водовод пересекал по древнему акведуку, но несколько десятков лет тому назад, акведук был разрушен паводком.






фрагмент мозаичного зодиакального круга синагоги Нааран

בתולה (бетула) - это дева (разновидность такая женщин);       מוזנים  ( мознаим) - весы (мерять неуравновешенность)                        
Tags: Док, Нааран, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments